2013 год будет интересным, но поработать придется

 

Итоги 2012г. и перспективы 2013г.
Уходящий, 2012 год, принес наружной рекламе 1,50 млрд. грн., что на 350 млн. больше, чем в 2011. Таким образом, наружная реклама подтвердила тренд 2011 года на дальнейшее развитие

В 2012 году предполагались два бюджетообразующих события. Это футбольный чемпионат Евро-2012 и предвыборная кампания в Верховную Раду Украины. И если Евро, по большому счету, не оправдала ожиданий, то предвыборная активность в наружке побила все рекорды и принесла отрасли порядка 120 млн. гривен.
Еще один важный фактор - в уходящем году, наконец-то остановился рост количества рекламных поверхностей. На сегодня нами зафиксировано около 90 000 поверхностей в 60 городах. Основная часть (29%) инвентаря приходится на Киев, по 6%-7% в миллионниках , 3%-4% в городах с населением 700-500 тыс. и по 1%-1,5% в прочих областных центрах.
Бюджеты также неравномерно распределились по территории Украины. На Киев пришлось более 40% всех рекламных бюджетов. Донецк, Одесса, Харьков, Днепропетровск: 8%, 7.5%, 7%, 6% соответственно. А оставшиеся 31% - боле-менее равномерно распределился между остальными городами Украины.
Что касается форматов, то наиболее востребованным, на протяжении вот уже почти 20-ти лет, остается щит размером 6х3. Сегодня по всей Украине их насчитывается 42 000 штук.
За ним, то же традиционно, идут сити-лайты размером 1.8х1.2 м. - почти 17 000 шт.
На третьем месте - призматроны размером 6х3 м., которых насчитывается почти 11 000.
В совокупности количество поверхностей традиционных форматов составляет 70 000 по всей Украине, что составляет порядка 80% от всего национального парка наружной рекламы.
Конечно, в общем национальном парке присутствуют и другие виды носителей, в том числе и динамичные: видеоборды (уличные экраны) и скролы. 163 видео-монитора и 610 скролов - таково их количество в Украине. Это достаточно новые форматы, которые обладают как своими достоинствами, так и недостатками в сравнении с классическими форматами. И насколько персептивными они являются для украинского ООН-рынка покажут ближайшие годы.
В 2012 году продолжались процессы структуризации рынка и увеличение доли системных операторов.
На сегодня существует четко выраженная четверка лидеров, которая владеет более чем 32 000 поверхностей различных форматов.
Разрыв между ведущей пятеркой и следующим, шестым оператором составляет 100%. Что свидетельствует о завершение периода феодальной раздробленности на рынке наружной рекламы в Украине.
Наиболее динамично развивающимся оператором в этом году был "Прайм групп" - его рыночная доля возросла с 3,5% до 9%. Рост компании происходил за счет покупок и привлечения в долгосрочное управление региональных сетей. Отмечен рост, правда, не такой стремительный, и у операторов "РТМ" и "Gallery". Так же динамично развивался оператор видео-бордов «Хай-теч».

Общим трендом уходящего года стала систематизация и укрупнение рынка, в том числе и за счет слияний и поглощений операторов. При этом явное преимущество имели те операторы, которые в своей работе сделали ставку на новые технологии продаж, обслуживания и качество . Очевидно, эта тенденция перейдет и на следующий год.
Еще одна заметным явлением 2012г. стало развитие сейлз-хаузов. В уходящем году получила свое развитие концепция создания объединенных парков конструкций, в частности активно используемая такими компаниями, как Прайм групп и Хай-теч. Сейлз-хаузы ведущих операторов не только стали координационными и управляющими системами таких консолидированных парков.
Естественно, что развитие рынка потребовало и развития исследований. В частности в уходящем году.
В прошедшем году был сделан шаг в сторону значительного расширения географии исследований. Так в августе-октябре была произведена оценка эффективности в 30 малых городах Украины. И на сегодня систематическими исследованиями охвачены 62 города. В этой связи не могу не отметить, что расширение географии стало результатом плодотворного сотрудничества исследователя с операторами. В первую очередь с компанией Прайм групп и РТМ а так же Борды Украины, Gallery, Bigboard.
Расширилась не только география, в исследования были включены такие новые носители как мониторы и скролы, по которым можно теперь будет получать оценку эффективности как для конструкции в целом, так и для отдельного рекламного события в частности. Это все создает предпосылки для постепенного перехода к пакетным продажам и продажам по пунктам рейтинга. Так если вчера рекламодатель оценивал качество рекламной кампании только по цене и количеству бордов, сегодня помимо цены он стал все активнее интересоваться эффективность, а завтра эффективность выйдет на первый план.
Оценка бюджетов рекламы политических партий производилась по расценкам размещения коммерческой рекламы без учета возможных скидок и наценок.
Сравнивая активность крупнейших рекламодателей в 2011 и 2012 году, можно сказать, что если бы не политика, то состав рекламодателей был бы идентичен. Это свидетельствует о том, что наружная реклама имеет своего постоянного клиента, и он стабильно использует этот носитель.
Поэтому задача на 2013 год для участников рынка может быть сформулирована следующим образом: не растеряв существующих, привлечь тех, кто до сих пор наружную рекламу использовал мало или просто пренебрегал.
Прогноз на 2013 год делать сложно.
Видимо экономика, а вместе с ней и реклама входит в зону некой турбулентности. Возможны колебания гривны, кризис в некоторых отраслях экономики, не исключается политическая не стабильность. Конечно, это будет не 2009 год, но...
Общий объем денег в наружной рекламе видимо останется на уровне текущего года или немного меньше. Но только в том случае, если не будет каких-либо выборов.
Так же можно предположить, что несколько подсократится количество носителей. Вряд-ли это будут значительные объемы, но сокращение на 5-6% вполне возможно.
Продолжится укрупнение ведущих операторов, в первую очередь за счет долгосрочной аренды носителей у более мелких операторов.
Видимо дальнейшее развитие получат такие новые форматы как скролы и мониторы, но доля их в общем наружном пироге будет оставаться незначительной.
Конструкции наружной рекламы будут уменьшаться в размерах, в первую очередь в центрах городов, но основным рабочим размером останется 6х3. Возможно, сократится количество сити-лайтов. Среди рекламодателей, скорее всего, будут превалировать связисты и торговые сети. Показательным месяцем станет март.
Вероятно, в 2013 году будут предприняты первые попытки продажи наружной рекламы по рейтингам.
В любом случае наступающий, 2013 год должен стать годом дальнейшего превращения наружной рекламы в самодостаточный медиаканал способный удовлетворить самые сложные запросы рекламодателей.